«Причины и профилактика самовольных уходов детей из семей»

В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-14 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослым. Обычно это ограничивается расхождением интересов.  Нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно. Уходы могут быть связаны с трудностями адаптации в новых условиях для ребенка, пришедшего в семью.

Дети испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения:

«Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения) - уходят из семьи по причинам:

недостаток внимания взрослых к ребенку;

узкий круг социальных контактов (дом, школа);

тревога не оправдать ожидания взрослых;

страх наказания;

поиск авторитета;

удовлетворение собственных амбиций.

 «Подавленный» тип (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации) - покидает семью по следующим причинам:

гиперопека со стороны взрослых

эмоциональная усталость;

стремление к одиночеству;

завышенные требования взрослых;

боязнь не оправдать доверие;

школьная тревожность.

«Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития) - стремиться уйти из-под контроля взрослых:

ностальгия по прежним условиям жизни, сверстникам, друзьям;

предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными;

незнание семейных ценностей;

страх одиночества;

непонимание требований взрослых;

недостаточное развитие навыков самообслуживания.

Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.

Как можно предотвратить самовольные уходы подопечных из семьи:

 1. Тесное взаимодействие приёмных родителей с:

- органами опеки и попечительства;

-специалистами службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц;

-образовательными учреждениями, в которых обучаются подопечные.

2. Использовать конструктивны методы взаимодействия родителя с ребенком:

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами и помочь ему разобраться, найти пути её решения.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в, то, же время находиться в состоянии психологического дискомфорта.

3.  Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать. Поговорите с ним без оценочно о том, что его интересует на самом деле.

4. Не используйте таких средств наказания, как употребление бранных слов, крика, игнорирования.

5.Удовлетворяйте эмоциональные потребности ребёнка (похвала, одобрение, телесный контакт).

6. Учитывайте  возрастные и индивидуальные особенности ребёнка при выстраивании требований к нему.

7. Обеспечьте организацию досуговой деятельности несовершеннолетних с учётом их интересов и возрастных особенностей.

8. Не используйте материальные способы поощрения как награду за конкретные поступки  и хорошую отметку.

9. Не высказывайте пренебрежительное мнение о прежней семье ребёнка, так как ребёнок может почувствовать себя оскорблённым.

Ищем семью для Маргариты 15 лет!

margarita

Маргарита, общительная и добрая девочка, легко идет на контакт как со взрослыми, так и подростками, умеет сопоставлять и четко выражать свою мысль, свое мнение. Активно интересуется музыкой, рисованием.    Девочка очень жизнерадостная, положительно относится к новым людям.

Если Вам не безразлична судьба Маргариты обращайтесь в отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Красноармейский район по телефону: 886165 3 24 05.

 

О работе горячей линии по медиации и примирению

На базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (далее-Центр) в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях, организована горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях (далее-горячая линия).

 Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17.

Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru.