Инвестиции и малый бизнес
Инвестиционный портал
Малый бизнес
Финансовое управление
Отчет по исполнению муниципального бюджета
Бюджет
Муниципальный долг
Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля
Отчет о расходах и численности работников ОМС
Контроль в сфере закупок
Ведомственный контроль в сфере закупок
Информация по освоению муниципальных программ
Объявления
Публичные слушания
Ведомственный контроль 223-ФЗ
Нормативные документы
Планы проведения проверок
Акты проверок
Экономика
Новости
Социально-экономическое развитие района
Программа социально-экономического развития до 2017 года
Стратегия социально-экономического развития
Среднемесячная заработная плата
Сборник цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг, оказываемые населению юридическим лицам муниципальными предприятиями (учреждениями) и другими организациями, расположенными на территории муниципального образования Красноармейский район
Информация по торгам банкротов
План мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности
Форумы, выставки, совещания
Заключение о результатах публичных слушаний
Прогноз социально-экономического развития
Индикативный план
Горячая линия
Финансовый рынок
Банковский сектор
Страховой сектор
Финансовая грамотность
Анонс ближайших мероприятий
Пресс-релизы прошедших мероприятий
Уровень финансовой грамотности
Презентационные материалы
Печатная продукция
Видеоматериалы
СМИ о финансовой грамотности
Конкурсы
Производительность труда
Муниципальная собственность
Муниципальный заказ
Бюджет для граждан
Межведомственные комиссии
Муниципальные программы
Проектное управление

Легализация налоговой базы. Что нужно знать работодателю, чтобы избежать административной и уголовной ответственности

«Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Этот постулат известен всем налогоплательщикам без исключения. Несмотря на это, недобросовестные налогоплательщики придумывают и используют различные варианты и схемы минимизации налогов, а иногда просто на свои страх и риск не платят налоги и сборы. Именно таких налогоплательщиков, имеющих «налоговые риски», и приглашают в налоговые органы на заседания комиссии по легализации налоговой базы.»

Т. Н. НАГАЕВА,

заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю

Легализация в широком смысле слова — это «узаконивайте», придание законной силы. Целью комиссии по легализации налоговой базы является побуждение налогоплательщика (налогового агента) к самостоятельному пересмотру своих налоговых обязательств и отражению в налоговой и бухгалтерской отчетности достоверных данных. Результат работы комиссии — это увеличение поступлений налогов во все уровни бюджетов.

Напомню, что право налоговых органов вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в налоговую для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, закреплено пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Также письмом ФНС России от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» определены порядок отбора плательщиков для заслушивания на комиссиях, проведение аналитических и контрольных мероприятий и сама процедура рассмотрения.

Форма письменного уведомления о вызове утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Наиболее часто плательщиков вызывают по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Это связано с тем, что указанный налог является основным источником формирования консолидированного бюджета каждого региона.

Критериями отбора для вызова налогоплательщика на комиссию по легализации НДФЛ могут быть:

• выплата «теневой» заработной платы;

• несвоевременное перечисление НДФЛ;

• выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда или ниже среднеотраслевого показателя;

• наличие задолженности по уплате НДФЛ.

Юридические лица и предприниматели, пытаясь уменьшить официальные данные по работникам, забывают о том, что налоговым органом предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика проводится в целом по всем показателям и данным информационных ресурсов, в том числе в динамике к прошлому году. Так, снижение темпов поступлений по НДФЛ также может являться причиной вызова на комиссию. А наличие задолженности по НДФЛ является косвенным признаком того, что на предприятии нестабильная ситуация и, возможно, имеется задолженность и по заработной плате. Также причинами вызова на комиссию являются письменные заявления от физических лиц, получающих заработную плату «в конвертах» или права которых нарушаются работодателем. В таких случаях инспекция вправе направить такие сведения в органы прокуратуры и государственную инспекцию по труду. Не стоит забывать, что в настоящее время за невыплату заработной платы предусмотрена в том числе и уголовная ответственность.

НДФЛ — это единственный налог, несвоевременное перечисление которого ведет не только к начислению пени, но и к начислению штрафных санкций. Так, ст. 123 НК РФ предусматривает штраф в размере 20 % от суммы налога, не перечисленной в срок. При этом, на сколько пропущен срок уплаты НДФЛ (на один день или на год), не имеет значения. Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, которая была перечислена не в установленный срок. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы НДФЛ всегда был перечислен своевременно.

В сфере розничной торговли и бытовых услуг при отборе плательщиков для вызова на комиссию, к примеру, возможно сравнение количества поставленных на учет единиц контрольно-кассовой техники и количества работников. Юридическое лицо зарегистрировало пять единиц касс-онлайн, а сведения в налоговую инспекцию представлены всего на трех или четырех работников. Индивидуальный предприниматель подаёт декларацию по единому налогу на вмененный доход, в которой отражает два или три адреса осуществления деятельности, и не подает вообще сведения об имеющихся работниках. Налоговым органом при проведении осмотра зафиксирован круглосуточный режим работы предприятия или заведения, а сведения на работников в инспекции таким налогоплательщиком не предоставляются. Естественно, такие налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты уже попадают в зону «налогового риска» и обязательно будут приглашены на комиссии для дачи пояснений.

Обращаю внимание, что в состав комиссии, помимо сотрудников налоговых органов, могут входить уполномоченные лица других исполнительных и надзорных органов власти: Пенсионного фонда Российской Федерации, администрации муниципального образования, государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.

При таком составе комиссии плательщику трудно будет доказать, что ему достаточно двух работников при круглосуточном режиме работы предприятия. Тогда, помимо неуплаты НДФЛ в полном объеме, работодателю будет вменяться еще нарушение режима труда и отдыха работников, установленное Трудовым кодексом Российской Федерации.

В случае неявки на комиссию налоговая инспекция имеет право привлечь плательщика к административной ответственности по ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Поэтому, чтобы избежать административной ответственности за неисполнение законного требования налогового органа, на комиссию по легализации налоговой базы необходимо обязательно явиться, ведь обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства четко закреплена в НК РФ. С собой на комиссию плательщику стоит взять имеющиеся документы, подтверждающие ваши взаимодействия с работниками: штатное расписание, приказы о приеме на работу, приказы об увеличении оклада и т. д. В случае невозможности явки в налоговый орган в назначенное время необходимо представить письменные пояснения по существу заданных вопросов и подтверждающие документы.

Нововведением в сфере регулирования трудовых отношений является то, что за выплату заработной платы ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) теперь установлена уголовная ответственность. Так, в соответствии с частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В Краснодарском крае за III квартал 2018 года установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 11 059 руб. (Приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 31.10.2018 г. № 1654). В связи с тем, что величина прожиточного минимума подлежит корректировке министерством труда и социального развития Краснодарского края, каждому работодателю необходимо регулярно отслеживать её величину, чтобы избежать уголовной ответственности за выплату заработной платы ниже МРОТ.

Так как налоговым органом на постоянной основе проводится мониторинг деятельности налогоплательщиков для участия в заседаниях комиссий по легализации налоговой базы, инспекция рекомендует всем налогоплательщикам самостоятельно заранее проводить анализ и оценку своих налоговых рисков в целях недопущения занижения налогооблагаемой базы.



img